Стоический характер: кто такие стоики
Редакция Puzzle BrainОписание
В обыденной речи мы часто встречаем выражение “стоический характер”. Эта лестная оценка свидетельствует о мужественности и стойкости в борьбе с внешними обстоятельствами. Давайте разберёмся, кто такие стоики и почему это выражение приобрело своё современное значение.
Стоицизм - философское направление III в. до н.э., основоположником которого считается Зенон из Китиона, но его рукописи не дошли до наших дней, поэтому о его взглядах мы можем судить лишь по свидетельствам его современников и учеников. С основными положениями этого течения мы можем познакомиться в трудах самого “известного” стоика - Сенеки, который вёл активную политическую и публицистическую деятельность, будучи наставником известного своей жесткостью римского императора Нерона.
Стоики - главные оппоненты эпикурейцев. Эти два направления философской мысли, развиваясь одновременно, опирались на полярно разные установки: если эпикурейцы видят смысл жизни в получении удовольствия и избегании страдания (подробнее об эпикуреизме читайте по ссылке здесь), то стоики считали отказ от страстей и аскетизм в образе жизни - долгом человека.
Для достижения счастья человек должен обуздать желания, достигнуть “апотеи” (от лат. “pothos” - желание, “a” - приставка с отрицательным значением, указывающая на отсутствие признака). Отсюда наше современное слово “апатия” - отсутствие желаний, которое в нашей речи приобрело отрицательный оттенок и сходно по значению с пассивностью. Но изначально этот термин воспринимался положительно: для стоиков “апотея” - активная осознанная позиция, волевое сопротивление физическим желаниям, состояние, достигнутое и поддерживаемое постоянной внутренней борьбой - какая же это пассивность?
В стоической системе счастливый человек делает выбор, ориентируясь на морально-этическую сторону вопроса. В этике стоики выделяют три исчерпывающие категории:
- Благо - добродетели, нравственное совершенствование
- Зло - пороки, грехи, похоть
- Безразличное - деньги, власть, боль, здоровье, красота и пр.
Формула жизни проста: стремись к благу, избегай зла, ко всему остальному относись безразлично. Безразличное не имеет ни позитивной, ни негативной морально-нравственной окраски и не играет роли в достижении счастья. Если к установкам вроде: “Деньги не сделают тебя счастливым”, - мы ещё так или иначе привыкли (хотя с какой стороны посмотреть), то отнести к группе безразличного здоровье и красоту - уж извините…
Это противоречие у нас возникает лишь потому, что в современном языке слово “безразлично”, также как и “апатия”, приобрело негативный оттенок - значит нам всё равно. У стоиков же “безразличным” является то, что никак не может повлиять на мысли, убеждения и поступки. То есть, будь я богат как император или беден как церковная мышь, красив как Аполлон или горбат как Квазимодо, я независимо от чего бы то ни было буду поступать в соответствии с моральным долгом и никак иначе.
И сам Сенека не отрицал, что быть богатым лучше, чем бедным (ещё бы, ведь он был одним из богатейших людей в Римской империи), но главное - какие бы условия не создала нам жизнь, ничто не должно сломить нашу волю к несению блага.
Уместно также добавить, что вообще всё из категории безразличного мало того, что не должно на нас влиять, так оно ещё и никак от нас не зависит. Стоики - детерминисты, то есть в их картине мира всё предопределено, мы не выбираем быть нам здоровыми или больными, богатыми или бедными и пр. Мы не способны ничего изменить, поэтому разумнее просто принимать мир таким, какой он есть, не винить обстоятельства, а отвечать за себя и нести добро.
В целом, философию стоиков можно ёмко описать привычным нам: “Делай, что должен, и будь, что будет”.